Подруга и враг Греты Гарбо и один из самых гениальных дизайнеров: Валентина Санина-Шлее
Имя Валентины Саниной-Шлее мало известно на родине, но для американской индустрии моды она настоящая легенда. Для многих критиков ее имя стало синонимом роскошной простоты, а ее клиентами были звезды золотого Голливуда и нью-йоркские модницы. Заслуги дизайнера в модной индустрии не менее известны, чем скандалы, в которых она была замешана в светской жизни: у нее был роман с Вертинским, она пережила дружбу и предательство Греты Гарбо и до смерти была влюблена в своего мужа. Рассказываем, как когда-то киевская модница и танцовщица стала законодателем моды.
Жизнь на родине

Валентина Николаевна Санина-Шлее – модельер, который создавал одежду для театральных деятелей в 20–50-х годах прошлого века. Валентина родилась в Киеве 18 апреля 1899 года в семье, которая не отличалась высокими доходами и благородным происхождением. До того как отправиться изучать драматургию в Харькове, она училась в женской гимназии и часто эпатировала учителей, появляясь на занятиях в белых передниках собственного авторства. Спустя несколько лет она стала местной знаменитостью, удивляя всех не только изысканными нарядами, но и резкими на то время высказываниями. Интересная особа привлекала внимание мужчин, а Валентина разбивала их сердца одно за другим.

После Февральского переворота Валентина переехала в Харьков, где судьба подарила ей встречу с певцом Александром Вертинским. Тот сразу заприметил красивую девушку, одетую в закрытое черное платье, что подчеркивало каждый изгиб ее стройного, гибкого тела. Ее наряд дополнял крест на шелковой ленте. Конечно, такой образ не мог оставить равнодушным никого.

«Я увидел ее, и началась моя история болезни», – вскоре напишет об этой встрече Вертинский.
Певец влюбился в Валентину, начал посвящать ей романсы, но для молодой ветреной особы он был лишь развлечением, интересным творческим человеком, которому она позже разбила сердце.

В сложное для страны время, во время наступления белогвардейцев, молодая девушка пыталась всеми способами перебраться в другую страну и в Севастополе на железнодорожной станции познакомилась со своим будущим мужем, Георгием Шлее.

Он был для нее защитником и во всем поддерживал, когда они вместе решили покинуть родную страну.
После того как влюбленные поженились, они недолго жили в Афинах, Риме и Париже. В столице Франции пара оказалась в 1922 году, и Валентина с легкостью устроилась на работу в кабаре «Летучая мышь», но, не добившись там большого успеха, в 1923 году молодая семья решает переехать в Нью-Йорк.

Располагая небольшими денежными средствами, большими амбициями и огромными чемоданами с платьями Валентины, пара быстро освоилась в развивающемся мегаполисе. Их тепло приняло нью-йоркское светское общество.
И это неудивительно, ведь они ярко выделялись из серой массы: Джордж – своей интеллигентной манерой, а Валентина – отличительным стилем в одежде.
В то время как все женщины были одеты в короткие юбки, будущий дизайнер появлялась в нарядах длиной до пола; когда все женщины носили платья с декольте, она надевала закрытые модели.

Когда на пике моде были короткие стрижки и короткие платья с бисером, Валентина носила платья, которые очерчивали ее фигуру, и тюрбаны. Удивляясь оригинальному стилю, модницы из высшего общества интересовались, кто же шьет ей наряды, и удивлялись, когда слышали в ответ: «Я сама шью». Она начинает брать заказы, и вскоре о ней уже пишет Vogue.
Звездный дизайнер

В 1928 году при поддержке мужа Валентина открыла магазин на Мэдисон-авеню, в котором было представлено 13 платьев из ее собственного гардероба. В первый год доход от продажи составил 90 000 долларов, что было довольно приличными деньгами на то время.

Вскоре после этого Валентина отправилась в Париж, чтобы изучить технические аспекты пошива одежды.

«Я узнала только одно: нельзя копировать», – сказала она позже.

У ее мужа, который в США сменил имя Георгий на Джордж, дела также пошли в гору – из финансиста он превращается в театрального продюсера. Благодаря доступу в высшее общество, Валентина могла вовсю демонстрировать самые невероятные наряды своего авторства. Обладая славянской внешностью, в необычной для того времени одежде, она неизбежно становилась центром внимания на любой вечеринке.

Клиентками Валентины были Кэтрин Хепберн, Мэри Мартин, Глория Свенсон и Гертруда Лоуренс, а поездка в Голливуд в конце 1930-х годов этот список пополнили еще несколько знаменитостей: Полетт Годдар, Розалинда Рассел и Норма Ширер. Валентина была довольно жестким дизайнером и диктовала своим клиенткам, какой фасон, ткани и отделку им предпочесть, не обращая внимания на их мнение.


Стиль модного Дома Valentina

«Гвоздем программы» в ее бренде были вечерние платья, которые отличались среди тех, что были представлены на рынке. Именно из-за эксклюзивности клиентки обращались к Валентине. Их главной мотивацией было то, что прохожие непременно будут оглядываться на них. Наряды были в меру пышные и приглушенных оттенков (черного, бежевого, нежно-голубого, белого и т.д.). Главной особенностью была практичность. Надевая платье от Valentina, можно было не беспокоиться о том, что оно помнется, соберется складками или порвется при неправильной позе. Дизайнер всегда в первую очередь думала об удобстве. Вскоре она начала активно заниматься костюмами для кино и театров, и здесь ее тоже ждал успех.

Критик Брукс Аткенс писал: «Костюмы от Саниной говорят еще до самих актеров».
Она – бренд

Теперь о ней начинают писать журналисты самых престижных изданий. Валентина становится лицом многих рекламных кампаний собственного бренда, что в то время было еще не принято. Ее лицо и наряды знали все. Она устанавливала собственные строгие правила и не покорялась воле клиенток. Валентина терпеть не могла обувь на высоком каблуке, поэтому клиенток, которые приходили к ней в туфлях на каблуке, она не желала обслуживать. Она также не любила цветочный орнамент, говоря, что он отвлекает от самой женщины, и мех – если только это не русская норка или соболь.

Подчинялась она только своему мужу.
Джордж Шлее с Гретой Гарбо
Греба Гарбо: дружба и ненависть

Среди множества знаменитых и благородных людей особенно теплыми были ее отношения с Гретой Гарбо. Надо сказать, что актриса и сама отличалась оригинальным стилем, поэтому наряды Валентины ей пришлись как нельзя кстати. Дизайнер одевала ее на съемочные площадки и вечеринки. Валентина стала тем человеком, кто влюбил Гарбо в русскую литературу и живопись. Их вкусы в одежде, кино и искусстве во многом сходились, да и внешне они были похожи. Часто одеваясь в одинаковые наряды, подруги приводили в замешательство фотографов, которые с трудом могли их различить. Казалось, девушки стали воплощением настоящей крепкой женской дружбы.

Но их теплые отношения перечеркнул один случай. Как-то Джордж увидел Гарбо обнаженной и без смущения поздоровался с ней. Гарбо же, играя с огнем, решила не надевать одежду и проговорила с ним несколько минут. С этого момента дружба между девушками перешла в соперничество и ненависть. Джордж после этого случая в примерочной сказал жене, что хочет уехать отдохнуть в Европе. Однако Санина не могла сопровождать мужа, ведь она была связана обязательствами перед брендом, поэтому предложила Гарбо отправиться вместе с Джорджем.

После этой поездки Грета и Джордж больше не расставались. Однако несмотря на то, что все свое время Джордж проводил с Гарбо, Валентина оставалась его законной женой, что, безусловно, раздражало актрису. Гарбо решается на отчаянный шаг и покупает квартиру в том же доме, где живут супруги Шлее. Их треугольник стал предметом сплетен и светских хроник. Несмотря на это, Валентина не сломалась: она продолжала купаться в лучах славы и заниматься любимым делом, а вскоре выпустила парфюм под названием My Own, что являлось отсылкой к мужу, которого она не хотела делить с бывшей подругой.


Закат дней

Проработав еще некоторое время, в возрасте 68 лет Валентина решает закрыть модный Дом. Отойдя от дел, она занимается искусством, коллекционированием русских икон, изучает религию. Ее жизнь протекала безмятежно, но все изменилось в один момент. Во время очередного отпуска с Гарбо в Париже ее муж почувствовал себя нехорошо. Когда к нему приехала скорая помощь, то врачи настолько удивились, увидев голливудскую актрису, что стали брать у нее автографы, забыв о пациенте, и тот тихо скончался.

Джордж оставил все нажитое Грете, а Валентине досталась лишь квартира в Нью-Йорке и небольшая сумма денег. Они с Гарбо продолжали жить в одном доме и обе вели затворнический образ жизни, почти не выходя в свет до конца своих дней. Скончалась Валентина 14 сентября 1989 года в возрасте 90 лет.
Made on
Tilda